Авторизация
Логин: Пароль:
Поиск по сайту

Что будем искать?

Чат
Газета
ВИДЕО

Облако тегов
Главная » Статьи » Публикации » Колонка краеведа

КИСЕЛЕВ С. АХАНЩИКИ.

АХАНЩИКИ.

В 1985 году я услышал одну историю, заинтересовавшую меня. А было это так. В конце марта вобла шла косяками (в начале весны она из Каспия поднимается вверх по реке на икромет), и рыбаков на Урале было много. Это такое азартное время для гурьевских рыбаков - "в эти дни не зевай брат - лови впрок на засол". С 1-го же апреля начинается запрет для рыболовства, и длится он до 15 июня в связи с тем, что в это время уже "красная" рыба идёт в верховье на нерест.

В этот день я рыбачил со своим соседом, известным в своё время в нашем городе футболистом Валерием Горшковым. Мы сидели с ним рядом, и я сказал Валере, что лёд уже плохой, как бы кто не провалился, такая уйма людей.

-Да, опасновато становится, - согласился он, - через пяток дней один шауш (так в Гурьеве скопление рыхлого льда на реке называют) на воде будет.

Затем, видимо, вспомнив давнее сказал:

- Деда моего как-то на море в конце зимы на льдине унесло, еле спаслись.

Я попросил его рассказать поподробнее, и вот что он мне поведал:

-Было это где-то в 1890-х годах. Поехали казаки гурьевские, как лёд на Каспии укрепился, на аханное рыболовство в море. Рыбачили артелями, и расходились артели эти в море далеко, иногда и черней (т.е. берегов) не видно. И вот в конце февраля артель ту, в какой дед мой Севастьян Никонович аханил, оторвало на льдине и понесло на юг. Не сразу, слышь, они и заметили это. Ночью подул сильный ветер, а когда утром-то из кибитки вышли, на тебе - в относе. И вот несёт их к югу, и отнесло почти в район города Баку. А тут и льдина таять стала (начало марта), ходить по ней опасно стало. Что делать? Ну и смастерили рыбаки надувные мешки-пузыри из кожи лошадей.

Из этих-то мешков, надутых воздухом, смастерили себе плоты. И на них, от одной льдины к другой, добрались-таки до берега. Дома казаков, как пришельцев с того света встретили.

Что это за мешки-пузыри и как их изготавливали в условиях моря аханщики? Много позже мне удалось найти информацию об этих необычных плавсредствах.

По преданию, первым в нашем крае придумал (в начале 19 века) такой способ спасения на море гурьевский казак по фамилии Деревянов. Его на аханном рыболовстве унесло на льдине одного. На льдине была его лошадь и сани. И вот, видя, что льдина под ним начинает таять, он сообразив сделать из лошади и саней плавсредство, тем и спасся. Естественно, затем, его, так сказать изобретение, стало известно всем рыбакам и, попадая в бедственное положение, люди стали применять этот способ для своего спасения.

Как же сооружались эти самые надувные пузыри? Приведу отрывок из книги нашего гурьевского писателя И.И.Железнова ( в советское время его произведения не издавались). В рассказе "Картины аханного рыболовства" он пишет:

"...Пузыри, по-другому их называют, ещё и бурдюками, делают вот так: сперва, зарезав лошадь, отрезают ей голову, потом с шеи кусок за куском и кость за костью отделяют ножами и вынимают из шкуры, как из мешка, все дочиста мясо и остов лошади. После, края шкуры у отреза нанизывают на острый, сделанный из дубового санного полоза гвоздь, под самым гвоздём сжимают шкурку и крепко-накрепко перетягивают тонкой веревкой так, чтобы не выходил воздух; наконец, в ногах делают маленькие скважинки, вставляют в них тростниковые дудочки и посредством их, чередуясь между собой, аханщики надувают шкуры наподобие пузырей. После того бурдюки эти подвязывают под деревянные сани с боков, к каждым саням по два бурдюка. Такого устройства плоты могут поднимать двоих и троих, а по надобности и четверых..".

Конечно, если в это время море спокойно, иначе, пиши,  пропало - Каспий, как мы знаем, имеет буйный  характер. При движении к берегу рыбаки приставали к льдинам, попадавшим им на пути, чтобы пополнить в бурдюках воздух.

Какой безжалостный садизм был у этих казаков - убивать животных, скажет, наверное читатель, сидя дома с газетой в уютном кресле. Но каковы были бы его действия, окажись он на льдине в открытом море и видя что спасения нет?!

В ту пору уральские казаки были поголовно старообрядцами (по крайней мере на территории Гурьевского отдела не было ни одной "никонианской" церкви) у которых употребление табака считалось грехом. Заставь сегодня наших табашников надуть такой пузырь, думаю, не смогли бы. Хотя кто его знает: видя приближение смерти, наверное, дули бы из последних сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это фотография 1890-х годов. Взята она из серии почтовых открыток с видами Уральска и Уральской области, которая вышла в начале 20 века. Я думаю, что после спасения какой-то артели решили аханщиков сфотографировать на их плавсредстве (плоту на бурдюках), так сказать, на память, для истории. Кто запечатлён на этой фотографии, неизвестно. В любом случае - это жители города Гурьева тех лет, или ближайших к нему посёлков. Видимо к саням - плоту привязано 4 бурдюка, иначе он не удержал бы на плаву 9 человек. Среди казаков- мальчик, в этом нет ничего удивительного, дети тогда тоже, наравне со взрослыми принимали участие в аханном рыболовстве, приучаясь с детства к труду.

Автор Киселев С.

Казачий Вестник № 3 (76), сентябрь 2012 года.

Отредактировано в 2020 году.

Категория: Колонка краеведа | Добавил: lavr (05.10.2020)
Просмотров: 73 | Теги: гурьев, Аханщики, Киселев Сергей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar