Смотрите описание Проект Вентиляции тут. . Смотрите информацию radax gogol на сайте. . Все подробности одноразовая карта у нас на сайте. . Трихолог Сочи селезнева ольга александровна Трихолог.
Авторизация
Логин: Пароль:
Поиск по сайту

Что будем искать?

Чат
Газета
ВИДЕО

Главная » Статьи » Публикации » Научные публикации

АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ "СОЮЗА ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ" В г.ГУРЬЕВ.
Опубликована на V Международной научно-практической конференции 
"Молодежь и наука: реалии и будущее".
Антирелигиозная деятельность организации «Союза воинствующих безбожников» в г.Гурьев.

Югов.М.Ю. 
специализированная школа-гимназия №30 для одаренных детей с обучением на трех языках, г.Атырау, Казахстан.
bojkoivan88@mail.ru

Науч.руководитель: м.и.н. Пересыпкин И.С.

 

 

С момента распада СССР прошло уже очень много времени. Но до сих пор те далекие времена дают о себе знать, только уже в истории новых независимых государств, бывших союзных республик Советского Союза. Практически всем им в конце 20 века пришлось столкнуться с очень серьезной проблемой – религиозным экстремизмом. Корни этого зла кроются в так называемой политике «атеизма». Атеизм, как отрицающее религию мировоззрение, не будучи формально провозглашённым в СССР элементом государственной идеологии, активно поддерживался партийными и государственными органами до 1988 года, когда произошла политическая и идеологическая либерализация режима. [1] Результат этого тысячи и тысячи религиозных сект и объединений, покрывших как паутина территорию бывшего Союза. На религиозно неграмотное население буквально обрушился поток, целителей, ясновидящих, «пророков» всех мастей и т.д., по существу являющихся просто обыкновенными аферистами и мошенниками или еще страшней людей использующих религию как «инструмент» в геополитических играх. Однако в момент создания СССР власти об этом не задумывались. 

 

 

 
Помимо пропаганды атеизма («научно-материалистического мировоззрения»), государственными органами в 1920-е — 1930-е осуществлялись массовые аресты и преследование духовенства и религиозных проповедников (религия википедия), выпускались антирелигиозные газеты и журналы, наспех искоренявших в людях всякую веру в Бога, создавались общественные организации, одной из известных был «Союз воинствующих безбожников»(СВБ). [1] Именно о деятельности этой организации в городе Гурьеве (ныне Атырау) мы бы и хотели рассказать в данной статье, использую некоторые архивные материалы, которые удалосб отыскать. К сожалению не все документы в архиве удалось найти в хорошем состоянии. Долгое время доступ к ним был закрыт. А многие фамилии оказались замазаны. Поэтому в приводящихся ниже документах часто будет встречаться многоточие. 
 
 
Организация воинствующих безбожников появилась в Гурьеве, приблизительно в 1925 году. И по имеющимся архивным данным вела очень активную работу. С каждым годом число членов этой организации постепенно возрастало. «По городу Гурьеву и району по учету рай.СВБ организовано 11 ячеек, охватывающего 500 членов. По Доссору 5 ячеек – 46 членов, по Искине 7 ячеек – 70 членов, по Мангистау 7 ячеек – число членов неизвестно, по Жилой Косе – 100 членов со слов предрайбюро СВБ….». [2] 
В организацию вступали не только рабочие и крестьяне, но и военные, учителя и даже учащиеся. Например, из тех же архивных материалов можно узнать, что «при пед.техникуме организована студенческая ячейка с количеством членов 211 чел. с учителями….».[2] 
Фактически эта организация приступила к «титанической работе» по «искоренению» религиозных предрассудков и толков в Гурьеве. Под удар попали православные церкви, старообрядческая церковь и мечеть города. 
В кратчайшее время был проведен анализ антирелигиозной деятельности, составлен «план работы»: 
 
«……1.Обязать Краевое Оргбюро СБ озаботиться созданием Оргбюро СБ при всех окружкомах, где таковые еще не созданы. 
Принять мера к оживлению и развертыванию антирелигиозной работы…..уделить свое руководство развертыванием антирелигиозной работы….и особенно в ауле, добиваясь ответственности за проведение…..низовыми парторганизациями решений намеченных партией в этой области. 
Для укрепления имеющихся антирелигиозной организаций и придания их работе надлежащего размаха, Окружкомам выделить для работы в СБ соответствующее количество проверенных на массовой работе партийцев, засчитывая эту работу за основную парт.нагрузку. 
2.В целях создания необходимых кадров антирелигиозников, могущих вести антирелигиозную работу, обязать Окружкомы озаботиться своевременным выделением и подготовкой к началу учебного года групп развитых пропагандистов для антирелигиозных кружков. 
3.Поручить АППО Крайкома проработать вопрос о включении в программу казакских школ политграмоты, антирелигиозных элементов пропаганды применительно к особенностям религиозных представлений казаков…..».[3] В дополнение был составлен и план развития антирелигиозных кружков: 
 
«…а)Изданы программы-конспект; 
б)АППО издать антирелигиозный учебник; 
в)Освещение в печати постановки антирелигиозной пропаганды, форм и метода ее ведения; 
г)В Кзыл-Казакстане и Кзыл-Мектеб поместить ряд статей и методических указаний по антирелигиозной пропаганде. 
д) Для СПШ издать программы по антирелигиозной пропаганде; 
е) Ответственность за руководство, организацию, методическое обслуживание антирелигиозных кружков возложить на тов.Ибрагимова…..».[4] 
 
Получив указания и взяв на вооружение разработанные планы активисты безбожников приступили к настоящей облаве на верующих. Появилось огромное количество информаторов сообщающих о проведении молебнов и бывших религиозных учреждениях и в собственных домах. Власти реагировали незамедлительно. С людьми проводилась «разъяснительная» работа, заставляли посещать антирелигиозные лекции на рабочих местах. Пример последнего тоже удалось отыскать: 
 
« Организационные вопросы. 
 
1.Провести собрания по цехам среди рабслужащих с вопросом о целях и задачах союза Воинствующих Безбожников, вовлечение рабслужащих в члены С.В.Б. и организации цех.ячеек С.В.Б. 
 
Кто, где и когда проводит. 
а) Отдел Добычи т.Аухатов с 16 по 20/IX-37 г.По окончан. работы. 
б) " Бурения т.Джумашев _”_ 
в) Мех.мастерская т.Нагорнов _”_ 
г) Строй-контора т.Зиганькин _”_ 
д) Управление т.Панин _”_ 
е) Гужтранспорт т.Ракешев _”_ 
ж) В.П.П. т. Имашев _”_ 
з) Сторожев.охрана т.Испусинов _”_ 
Хоз. Аул №1-2 т.Урозалиев 
 
2.Провести обще-промысловое собрание 20/IX-37 г. в 7 час.вечера в клубе. 
Членов СВБ с вопросами: 
1)Выборы Базового Бюро СВБ и ревкомиссии. 
2)Доклад …на тему «Союз Воинствующих безбожников и его задачи в области антирелигиозной работы»
 
Агитационно-массовая работа. 
 
1.Лекционная работа 
а)Провести лекцию на тему «Религия и медицина» 
Лектор врач т.Филиппова в клубе 17/IX-37 г.в 7 ч.вечера. 
б)Лекция на тему «Кому служит религия» 
Лектор тов……в клубе……………… 
в)Лекция на тему «Кому нужна вера в Бога» 
Лектор т.Аухатов. Клуб 21/X-37 г. в 7 часов вечара. 
 
2.Доклады 
а) Тема доклада «Кто такие сектанты и к чему они ведут» 
Докладчик т………в клубе 20/IX-37 г.в 7 часов вечера. 
б) Доклад на тему «Христианство и нехристианские религии» 
Докладчик тов……в клубе 31/X-1937 г. в 7 часов вечера. 
 
3.Беседы через антирелигиозно-пропагандистский коллектив. 
а) «Крестьянство и религия» (человек не рождается верующим, что такое религия, чего ждут от бога верующие крестьяне, положение крестьян при царизме, бессилие перед эксплуататорами, бессилие пред силами природы, роль темноты и невежества,……….куда ведет сов.власть крестьянство)……».[5] 
 
Читая эти документы, поистине ужасаешься. Создается впечатление, что заработал гигантский механизм, который раздавливал то, что существовало веками, тысячелетиями, во что люди верили и чтили. И вдруг все это сразу стало не нужно. А те, кто еще вчера ходил в церкви и мечети, вдруг превратился в рьяных борцов с верой. Хотя Конституция 1936 года в СССР предоставляла свободу совести. Но это было на бумаге, а на деле все обстояло несколько иначе. Власти больше поддерживали антирелигиозную деятельность. 
15 мая 1932 года Декретом правительства за подписью И. Сталина была объявлена «безбожная пятилетка», поставившая цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны».[6] Должны были быть закрыты все культовые учреждения на территории страны. 
Закрывались они и в Гурьеве. Все церкви, мечети и молельные дома были закрыты. Фактически все из них были превращены в склады. 
В 1932 году постановлениями ВЦИК и СНК РСФСР из ведения НКВД функции общего надзора за деятельностью религиозных организаций, их регистрации, выдачи разрешений на проведение съездов и другие были переданы Центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, созданной 1 июня 1930 года, и комиссиям по вопросам культов при местных исполкомах. Однако и далее служители культа регистрировались в НКВД.[7] Центральная комиссия при Президиуме ВЦИК должна была осуществлять общее руководство и наблюдение за правильным применением законов о культах на всей территории РСФСР, разработку проектов законодательных актов, общий учёт религиозных объединений, рассмотрение жалоб верующих граждан. С 1934 года Комиссия действовала при Президиуме ЦИК СССР; рассматривала многочисленные жалобы на закрытие культовых учреждений, отмечала рост «большого количества грубых нарушений советского законодательства о культах» на местах.[8] В апреле 1938 года комиссия была упразднена; к тому времени религиозные вопросы перешли в исключительную компетенцию НКВД.[9] 
К 1937 году количество культовых зданий сократилось на 58 % от их дореволюционного количества. 
Затем последовали репрессии. Многих религиозных деятелей ссылали, кого-то сажали в лагеря, а кто-то приговаривался к высшей мере наказания. И говорить о религии или проводить богослужение стало просто опасно для жизни. Всему этому нет оправдания. Это большая трагедия, последствия которой мы испытываем до сих пор. 
 
Список использованной литературы: 
 
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия в СССР.википедия 
2.Атырауский областной государственный архив. Ф.2. т.1. л.22. 
3.Там же. Ф.2. т.1 л.113. 
4.Там же. Ф.2.т.1 л.114. 
5.Там же. Ф.2.т.1.л.14. 
6. Была ли безбожная пятилетка?. Независимая газета (30 октября 2002). 
7. ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 32. Л. 16. 
8. ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 5. Л.1; Д.11. Л. 42-47; Д. 32. Л. 12. 
9. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995, стр. 171
Категория: Научные публикации | Добавил: Lavr (08.11.2013)
Просмотров: 1361 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar