Тягач Sitrak sinotruk Sitrak. . Вентиляция на складе отопление и вентиляция. . Самая актуальная информация кабель ввгнг ls 3х2.5 у нас на сайте. . Станок плазменной резки с ЧПУ от производителя
Авторизация
Логин: Пароль:
Поиск по сайту

Что будем искать?

Чат
Газета
ВИДЕО

Главная » Статьи » Публикации » Научные публикации

ПРАВОСЛАВНАЯ И КАЗАЧЬЯ ОБЩИНЫ КАК СВЕРХЯЧЕЙКИ ОБЩЕСТВА.

Православная и казачья общины как сверхячейки социума.


 
«Семья — основная ячейка любого  общества и любой цивилизации».
Рабиндранат Тагор


    Вынесенная в эпиграф мысль многократно тиражирована в научных социологических исследованиях и публицистике. Однако, её актуальность от этого не уменьшилась, а драматически усилилась в наше время. Причиной стали постоянные идеологические атаки на институт традиционной семьи, проводимые под лозунгом защиты «либеральных ценностей» и направленные в итоге на атомизацию (разделение на индивидуумы) человеческого сообщества. Разрушение семьи отвечает  логике «развития» стран, ориентированных на «ценности рыночной экономики» и «толерантности», вершиной его является построение олигархических режимов при тотальном контроле над личностью. Основной функцией этой личности должно быть только потребление [1].
    Такая перспектива не может не тревожить людей, в которых живёт подобие Божие – любовь и совесть. Для них значимость традиционной семьи как социального института неизмеримо высока. И потому требует решения проблема, как в современных условиях не только сохранить семью и её ценности, но и создать условия для их  совершенствования?
    Прежде чем обосновать свой вариант ответа на столь трудные вопросы, коснёмся социальных и духовных аспектов семьи и семейной жизни, которые полностью определили развитие человеческого сообщества. Аспекты, пренебрежение которыми, делает бессмысленными или трагическими прогнозы развития человеческой цивилизации.
Значение семьи превосходит все меры. Ей мы обязаны, прежде всего, появлением на свет и становлением личности. О семье мы задумываемся, выбирая свой план будущего, и её же полагаем одним из главных мерил своей состоятельности. Для семьи, рассматриваемой в аспектах социологии, психологии и юриспруденции, характерен ряд функций, которые она с большим или меньшим успехом выполняет [2]:
•    Репродуктивная и сексуально-эротическая – рождение потомства и удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
•    Образовательно-воспитательная – воспитание детей, самореализация родительских чувств;
•    Хозяйственно-экономическая – удовлетворение материальных потребностей членов семьи;
•    Рекреативная – восстановление физических и интеллектуальных сил;
•    Духовная – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
•    Психотерапевтическая и эмоциональная – позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите;
•    Первоначального социального контроля – определяет моральную регламентацию поведения членов семьи в различных сферах деятельности, а также регламентирует ответственность и обязательства в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.
•    Регенеративная – наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. 
Функции семьи со временем изменяются. Современная семья  утратила ряд функций, укрепляющих её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную. При этом возникла ранее неизвестная психотерапевтическая функция. Значение её, с ростом психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок человека быстро прогрессирует. Итак, семья есть. А каковы признаки её успешности? По мнению специалистов здоровыми можно считать семьи, в которых выполняются следующие условия: [3] 
•    каждый член семьи воспринимается как равный другим; 
•    доверие, честность и открытость являются существенными; 
•    члены семьи поддерживают друг друга; 
•    каждый член семьи несёт часть ответственности за семью в целом; 
•    отдыхают, получают удовольствие и радуются члены семьи вместе; 
•    существенное место в семье занимают традиции и ритуалы; 
•    члены семьи принимают уникальность каждого из них; 
•    уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); 
•    чувства каждого члена семьи принимаются и учитываются. 
Выполнение этих критериев определяет психологический комфорт  личности в семье. Но проблема разрушения института семьи извне не снимается нашим осознанием её преимуществ. Общество потребление активно внедряет в сознание человека эрзацы одних функций семьи (например, сексуально-эротической или эмоциональной), активно подавляя другие функции (репродуктивную, образовательно-воспитательную, духовную, первоначального социального контроля). Примеры этого многочисленны и очевидны. Вопрос в том, что мы можем противопоставить действиям, направленным на разрушение семьи. К сожалению, усилия государства в направлении защиты семьи (например, регулирование СМИ) либо неэффективны, либо совсем отсутствуют, как отсутствует и креативная идеология во всех постсоветских государствах.  
    Но есть и другая возможность сбережения семьи – попечение о семье и защита её интересов со стороны широких и действенных социальных институтов, пронизывающих социум. Речь идёт, прежде всего, об общинах. В частности о православной церковной и казачьей общинах, в которых имеет честь состоять автор. По опыту работы катехизатором (храм апостолов Петра и Павла, город Петропавловск), жизнь церковной и казачьей общин ему знакома изнутри. Замечательно то, что и в церковной и в казачьей общинах в полноте выполняются все критерии свойственные здоровой семье! Более того многие семейные функции (духовная, образовательно-воспитательная, психотерапевтическая, первоначального социального контроля) свойственны деятельности таких общин. Дополнительно у общин есть свои функции, крайне важные для становления личности. Так поддержка традиционной семьи – один из столпов Социальной Концепции РПЦ – является прямой задачей православной, а, значит, и казачьей общины. 
    В этом свете православная церковная и казачья общины с полным правом могут рассматриваться как социальные сверхячейки общества. В отличие от семьи её жизнестойкость определяется не только моральной традицией и условными юридическими нормами, но и скрепами духовности, проверенными многовековой историей. Кстати, институт традиционной семьи был благополучен (как показал опыт Европы) только благодаря христианству и связанным с ним духовным ценностям. О том же говорит и исторический опыт казачества, прочность устоев которого надломилась в 20 веке на общем фоне утраты Веры.
    Основным выводом, следующим из наших рассуждений, является исключительная важность поддержки государством православной и казачьей общин, как носителей креативной идеологии и практики. В этих условиях традиционная семья может быть поддержана включением в сверхячейку общества – церковную или казачью общину, а государство защищено от моральной и демографической деградации.
    Не менее важен и тот вывод, что развитие казачества будет успешным в том случае, если оно будет подкреплено мощной созидательной идеологией, базирующейся на исторически выверенных христианских ценностях. К сожалению, на фоне других видов успешной созидательной деятельности казачьих организаций, продуманная и целенаправленная идеологическая работа представлена весьма скромно.

Использованные источники:
1.    Новиков А.С. Атомизация общества и её роль в становлении «общества масс» // Теория и история. - 2009. № 2., с. 192-197
2.    Харчев А.Г., Мацковский М.С. "Современная семья и её проблемы М., 1997., с. 21-23.
3.    Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992, с. 11.

Автор Солодовник А.А.

Категория: Научные публикации | Добавил: Lavr (17.02.2016)
Просмотров: 2379 | Теги: казаки, православие у казаков, семья у казаков, казачья семья, православие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar