Авторизация
Логин: Пароль:
Поиск по сайту

Чат
Газета
ВИДЕО

Облако тегов
Главная » Статьи » Публикации » Научные публикации

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ КАЗАЧЕСТВА НА ИСТОРИЮ РОССИИ.

В насыщенной событиями истории Российского государства казачество играло особую роль. И эта роль огромна: казаки заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции данного сословия. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны.

Общественная организация, быт, культура, идеология, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в XIV веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование началось после распада Золотой Орды и проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О возникновении и первом появлении казачества не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачей истории, корни казачества многие исследователи пытались обнаружить в истории разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов и др.). Другие ученые рассматривали казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами.

Существует иная точка зрения, приверженцы которой доказывали принадлежность казачества к русскому народу, делая упор на наличие постоянно проживающих славян в областях, ставших колыбелью казачества. Так же была предложена концепция Гордеева, св которой говорилось о том, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро-монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время существовала официальная точка зрения, что казачьи общины возникли в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости, но в XX веке данное утверждение было подвергнуто аргументированной критике. На сегодняшний день вопрос о возникновении казачества не имеет единой аргументированной точки зрения,так же кА нет единого решения ученых в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Существовали попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов — кайсаки. Существовали и другие теории происхождения термина:слово производное от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство ученых сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке слово «казак» впервые было упомянуто в русских летописях 1444 года и имело значение «бездомный и вольный воин, поступавший на службу с выполнением военных обязательств».

Не смотря на преобладание славян, в формировании казачества  участвовали представители разных народов. С точки зрения этнографии, по месту возникновения казаки делились на русских и украинских. Так же казаки подразделялись на вольных и служивых. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Не смотря на схожесть деятельности, в отличие от «служилых людей по прибору» (стрельцов, пушкарей), имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала XVIII века.

Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества вольное казачество возникало на побережьях крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека), в степях, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

 

Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. На Дону до начала XVIII века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды».Казаки находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, так возник ещё один источник существования для казаков - военная добыча, и имел название походы «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ.

 Высшими органами управления являлись общеказачьи собрания, станичные и войсковые круги, или Рады, именно там  принимались основные решения - вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся.

Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. Для периода военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было обязательным и беспрекословным.

В масштабах государства казачество играло огромную роль, казаки были надежной охраной государственных границ. Все переговоры и заключения договоров между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам по двум причинам. Во первых, Московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, так как это часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Во вторых недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области, по причине наличия демократических порядков (равенство, отсутствие влияния государственных властей, отсутствие налогов).

 

На протяжении XVII-XVIII веков казачество активно участвовали в антиправительственных выступлениях, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. В период Смутного времени (начало XVII века) казаки поддержали Лжедмитрия I и составили существенную часть его военных отрядов. 

В 1613 году на соборе при избрании Михаила Федоровича Романова именно слово казачьих атаманов оказалось решающим.

  Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, долгое время пытался подчинить казачество своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу XVII века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское — в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно теряя свою демократию и независимоть.

  Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М.И. Платовым казачье войско стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVII-XVIII веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока

В XIX веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.

В конце XIX века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. 

В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

 

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась Тем казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков численностью более 20 тыс. человек.

 Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).

На сегодняшний день наличие казачества, пропаганда его идеологии и традиций оказывает большое влияние на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи и школьников, пробуждает в них интерес к своим корням, истории своей страны. Но для того чтобы эти знания были истинными необходимо восполнить те недостающие пробелы в начале истории казачества, а это возможно лишь при подробной совместной исследовательской работе опытных ученых и молодых специалистов, а так же государственной поддержке исследовательских работ. 

 

                                                     А. О. Кораблев

Таганрогский Государственный

Педагогический Институт

 имени А.П.Чехова, Таганрог.

Категория: Научные публикации | Добавил: Lavr (28.11.2014)
Просмотров: 377 | Теги: казаки, родина, Россия, отвага, война, российские казаки | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar