КАЗАКИ И СКИФЫ.
Казаки и скифы это один народ только со сложной и запутанной историей
Сразу оговорюсь, это всего лишь один из вариантов истории казачества на Дону.
Скифы , отсутствовали в своей стране 28 лет. Причиной тому была затяжная война далеко за пределами Скифии. Вернувшись из "дальнего похода" , они с удивлением обнаружили , что их страна занята мощным противником. Противник ,оказался достаточно силен и победить его скифское войско в прямом бою просто не смогло. Численность и силы были неравные. В легенде говорится что, взяв нагайки, Скифы все же разогнали то войско, но это всего лишь легенда. Войско Скифов было просто "пожилым", и справиться с молодыми ему было не по силам. Но кто же это был, тот сильный противник? Воины царя Дария? Но Персы не смогли дойти до Танаиса и Кремны. Легенда говорит , что это были дети рожденные женами Скифов от их рабов, и перенявшие военную технологию самих Скифов. Еще в детские годы , проживая в станице Мелиховской, я слышал что первые КАЗАКИ не имели жен. Это было категорически запрещено. В уставе казачества тех времен создавать семью казак не мог, более поздние рассуждения на эту тему говорили что – семья отвлекает казака от военной службы. Но официально нигде в описаниях, легендах и записях Греков того времени не сказано о военной принадлежности казаков к какому то государству. Закон о запрете семьи существовал до прихода Монголов. Монголам нужна была организованная структура обеспечивающая охрану и жизнеобеспечения «Шелкового пути», т.е. нужны были и воины мужчины и обслуживающие тракты хозяйки, которые приготовят и постирают, и за огородом и скотиной присмотрят. Рабства на Дону в то время не было. Так почему же казаки не могли иметь жен??? Ответ простой. Скифы , обидевшись на своих жен, бывших, и на их детей за столь нелицеприятную встречу просто дали себе зарок не создавать семью, так как войны которые они вели, заставляли их отсутствовать дома довольно долгое время. Да и самого дома как недвижимости в современном понятии у них с тех пор просто не было , вплоть до прихода Монголов. Так что прародителями казачества все таки были Скифы. Женщины у казаков, конечно были, но это были плененные от разных народов женщины. У Е Савельева, упоминается более 11 различных народов давших свои гены и кровь нарождающемуся казачеству. Но перечисленные народы относятся к Монгольскому и послемонгольскому периоду, а казачество упоминается еще во времена Хазар (Гумилев .Л.Н ). Нынешние утверждения некоторых авторов , что казаки – это Славяне и следовательно русские, считаю надуманными, старики из моего детства твердо отвечали, на вопрос кто ты по национальности –Русский? Нет , говорили они, я КАЗАК. Помню в первом классе Мелиховской школы , стала учительница записывать национальность. Какая волна негодования поднялась в классе, это дети 7 лет, со слезами и горькой обидой мои одноклассники кричали Я КАЗАК!!!! А учительница объясняла , что нет такой национальности. Этим летом учительница наша была еще жива, но я не смог с ней встретиться.
Тот факт , что станицу Черкасскую образовали Черкасы отрицать просто бессмысленно . Черкесы упоминаются как народ еще в сказках 1000 и 1 ночи , там описываются годы до принятия Мусульманства Арабами. Народ Черкесы – очень древний, но это был не единый народ, так же как и Скифы, Были среди них и Черкасс. Но Черкассы были на Дону, какое - то время и образовали станицу Черкасскую ( ныне Старочеркасск), в этом нет ни каких сомнений. Только о первоначальном ее местонахождении есть сомнения. Есть предположение, что в начале она была на Аксайском острове там, где сейчас судоверфи, но из за паводков Черкесы просто ушли из тех мест. Те же народы, которые населяли Донские степи, воспользовались тем, что осталось от Черкасской, но спустя некоторое время отодвинули ее на место нынешней Старочеркасской. Это место более защищенное , казаки могли на Рыковом колене Дона ставить заграждение для судов от Турок. На Дону есть понятие «Коренной Казак», это те люди, которые имеют корни еще от Скифов, тех самых «Старых Скифов». Ну, а в Монгольский и послемонгольский период приток крови был очень значительный, тем не менее коренные Казаки , старались не смешивать свою кровь с новым казачеством. Как им это удавалось объяснить сложно. Но так оно было.
Было даже деление казачества на верхнее и нижнее. Эти два слоя называли друг друга, верхних- «Чига» , а нижних –«Тума».
ЧИГА - бранное прозвище казаков верховых станиц; астрахань . астраханские казаки (от имени разбойника Чиги?). Чига олон, бойкий наглец.
. А Тума- переводится как приблудный, потому что низовые казаки - это метисы. Но казаки за эти прозвища друг на друга не обижались.
О времени зарождения народа на территории Дона (Танаиса), есть еще одна легенда. От Греков спаслись Амазонки, Греки их везли для потехи к себе в страну, но Амазонки перебив Греков, смогли, как то доплыть на тех кораблях до города Кремны, там высадившись на берег. Осели Амазонки на реке Маныч. От связи со старыми Скифами у них рождались дети, девочек они оставляли у себя, а мальчиков , отдавали «старым Скифам».. (Геродот). Обитали амазонки, как сообщают несколько авторов, на северо-востоке Малой Азии (между городами Синопа и Трапезунт), в Каппадокии, на берегах речки Фермодонт у города Фемискира. После битвы с греками корабли с плененными амазонками прибило к берегу Меотийского озера, у гавани Кремны — земле скифов. Сойдя на берег, амазонки отправились вглубь страны, захватили табун коней и стали грабить скифские земли. Через какое-то время они, наконец, стали лагерем. Сначала скифы принимали их за мужчин (Eust. Epiph. 653). А по прошествии некоторого времени, после сближения с молодыми скифами, они вместе ушли за Танаис, где стали называться савроматами (Herod. IV, 110-116).
1. Что касается первоначального обитания амазонок, то считается, что город Фемискира находился в Малой Азии, при устье речки Фермодонт (или Термодонт по другим источникам), которая отождествляется с речкой Терме-Чай, впадающей в Черное море.
2. Территориально могилы вооруженных женщин V — середины IV в. до н.э. в Понтийских степях распадаются на три основных скопления. Значительная их часть сосредоточена в северо-западном Приазовье — в низовьях реки Молочной (недалеко от гавани Кремны); небольшая группа локализуется в левобережье Нижнего Днепра; а наибольшее скопление концентрируется вдоль правого берега Днепра, на участке от нижней кромки порогов до устья реки Базавлук (Фиалко Е.Е. «Скифские амазонки по письменным и археологическим источникам». 1991, ).
Сегодня существует множество версий по истории казачества, но разве это главное сегодня, я думаю что история должна быть и развиваться, но нужно возрождать не только память, но и традиции которыми жил казачий народ. Земля наша Донская очень красива и плодородна. Такой земли в мире мало. Вот о ней и нужно серьёзно думать , что бы не потерять данное БОГОМ КАЗАЧЬЕМУ НАРОДУ.
В одной из сказок тысячи и одной ночи, есть слова, Кто оживит мертвое, принадлежит оно тому и потомкам его. Но сменивший прежний народ, новые сказали- дичь , принадлежит тому, кто ее поймал, а не согнал. Но - спорившие о принадлежности - забыли, о самой дичи и ее унес третий. Эти слова вполне могут быть применены к истории казачества .
Автор: Вячеслав Кудяков
Источник: http://www.proza.ru/2014/02/21/2241
|