Кредитная карта как пользоваться: как правильно пользоваться кредитной. . Самая актуальная информация granite countertop installers near me у нас на сайте. . https://fastprint.info печать открыток и приглашений в спб.
Авторизация
Логин: Пароль:
Поиск по сайту

Что будем искать?

Чат
Газета
ВИДЕО

Главная » 2017 » Октябрь » 11 » ТОРГОВИН В. ГОВОР УРАЛЬСКИХ (ЯИЦКИХ) КАЗАКОВ. ЧАСТЬ 2.
09:31

ТОРГОВИН В. ГОВОР УРАЛЬСКИХ (ЯИЦКИХ) КАЗАКОВ. ЧАСТЬ 2.


ГОВОР УРАЛЬСКИХ (ЯИЦКИХ) КАЗАКОВ. ЧАСТЬ 2.

Ориентируясь, прежде всего, на любознательных, желающих расширить свой культурный кругозор и доверяющих литературе больше, чем обыденным разговорам и спорам.  
      Словарь уральских-яицких казаков издан для широкого круга читателей.  В нем описаны яркие картины из жизни казаков уральцев, и их самобытный казачий язык. Словарь может быть интересен краеведам, этнографам и фольклористам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   При собирании говора просто невозможно собрать  все, которые находятся в употреблении говорящих. Это слова общенародные, известные местным жителям с древнейших времен.
   Лингвистика всегда пользовалась термином «язык», и лишь со времён Ф. де Соссюра (с начала XX века) появляется понятие «речь». Язык и речь образуют в совокупности единое явление, и в то же время между ними есть принципиальные различия.
   Язык — это система категорий, извлекаемых из речи, управляющих речью, но недоступных нашим чувствам или ощущениям. Язык постигается разумом. «Языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя» (А.А. Реформатский).
   Речь — это конкретное говорение, происходящее в звуковой и письменной форме, это всё, что говорится и пишется: разговор между знакомыми, выступление на митинге, речь адвоката, научное сочинение, стихотворение, повесть, лекция, доклад и т. д. Речь материальна, она воспринимается слухом, зрением и даже осязанием.

                                                                    ***
   
   «Сноху взяли. Не казачку. Русскую. Когда еще сватать ехали в санях ……….., попенял жениху дядюшка родимый:  - Ай, казачку не нашел, мужичку берешь? Чай знаш, музланы-то………  Матри в горсть не наплачься….» ….

                                                                     ***

   САНИ - уральские казаки называли шани. Зимнее перевозочное средство на полозьях. Для шаней и телег использовалась краска медянка и голанская.  Шани плетеные голубые, обшивались коричневым сукном.
   БЫЧЬИ ШАНИ – сани, в которые впрягали быков.
   Обозные сани – сани, находящиеся в обозе или взятые  из обоза.
   АХАННЫЕ, БАГРЕННЫЕ ШАНИ, см. соответствующее прилагательное.
   ВЫЕЗДНЫЕ ШАНИ - ето легкий возок. На выездных шанях куда проехать, ну на Масленицу. На выездных двое садятся и все.
   - Чибикевы  - оне форсно жили, у них токо выездных шаней трое было.
   ГОРОДСКИЕ ШАНИ – городские сани.
   - Гордовые шани – у них полоз-то узенький, ширина – в метр, оне в степь не годились.
   МОРСКИЕ ШАНИ – аханные шани.
   - Морские шани – это когда рыбачить ходили на аханы, вонети узки и коротки, подрезь у них была толста.
   Сани – подрези – сани с подрезами.
   - На мало багренье сорок шаней к нам заезжали, а уж на большом – кошары становили. На Масленицу к нам  на хутор  семь шаней приезжали (гостей). Гуляют, гуляют, на другой хутор поедут, на третий. Поманеньку отстают:  там – пять шаней останется, там – трое, к концу недели батенька один вернется. Два года я был старшим, семь саней водил в гости в Чаган и в Скворкин.

   ВОЗОК,  - Возочек-сани обшиты, чуть што – перевернутся и накроют их (катающихся).

   КОШАРА,  - Войлочный, камышовый или плетневый шалаш.  Верх у кошары открытый, чтобы дым выходил. Кошара, которая ставилась баграчеями, не что иное, как верхняя конусообразная часть азиатской кибитки.
   - В кошаре-ти  у нас не холодно, там куруши много, ей и топим.

   КУРУША, - Енто такое красное дерево, шкурка у него  крепкая, гладкая, как все равно обвитая. Есть кустарник – черная куруша, белая куруша, на ней ягодка растет. Только никто не кушат.  Курям дают ядрышки куруши.
   – В  кошару соберутся башчи (самые знатоки) и возгудают.

   БАШЧИ (тюрк), - лучший знаток, главный руководитель (на аханном рыболовстве). 
   
   ВОЗГУТАТЬ - петь, распевать.
   - Мы, бывалыча, вечерами только за пряхами сидели и песни возгудали. Какие раньше песни казаки возгудали.

   МУЗЛАН, - Мужлан, так уральские казаки бранили иногородних.

   КОШЕМНИК,  - об уральских казаках, широко использующих в быту кошму. – Дети как петухи, стоя друг против друга, переругивались всевозможными словами: «Церковники! Разбойники! Крупобрюшники» (о детях-иногородцах). Те в ответ: «Кошемники! Мокрохвостники!» (о  детях казаков).

   ГОРСТЬ, - ладонь с пальцами, сложенными ковшиком. Дыра в горсти – отсутствие чего-либо, обнаруженное неожиданно, оплошность, промах.
   - Кинулся было я к плетню за конем, ан дыра в горсти, поздно!
   - Нашел сайгаков, пополз, хвать за ружье – ан  с позволенья сказать, дыра в горсти: снасти у ружья нет. (Железнов. И.)

                                                                    ***

   «Не отступился, настоял на своем, женился как надо. Известное дело – казак уральский – поперешный….»

                                                                    ***

   ПОПЕРЕШНИК, - поперечная линия. Поперешник – чересседельник.
   - Послушаться бы мне (сын попал в прорубь). А отец говорит: - Хватайся за поперешник и беги рядом, согрешься. Сбруя едыка – хомут, поперешник, подбрюшник. 
   - Ганька, и чего ты все за ружье хваташся? Вот надеру поперешником сраку – будешь знать. Ты матри, поперешник больно-то не подтягивай, хомут давить будет.

   ПОПЕРЕРЁШНИЧАТЬ, - воражать, противоречить.
   - Ты, Лизавета, мне не поперёшничай, не зли меня. Да хватит тебе поперешничать, што тебе ни скажи, ты все напротив.
   - Ну што за орда поперёшна! Ты им говори – так делай, оне – посвоему.

                                                                     ***

   …. «Сношка-то ничего попалась – покладиста, услужлива. Одно ей непонятно – на каком языке говорит родня-то нова. …..
   …. Ладно, была свадьба да прошла, жить начали с родителями вместе.
В первый же день обед со свекровью взялись готовить, свекровь и говорит:
   - Подзапонься, дочка, в щенях варки да обмохи вожми, уху сварим.
   Из всех слов только “сени” да “сварим” поняла. 
   Вышла в сени, смотрела что взять-то, какие варки, какие обмохи, назад вернулась.      
   Свекровь от печки повернулась.
   - Ты чяво пуста, варки-то где?
   - Мама, я не знаю, что это такое…
   - Мамыньки, - удивилась свекровь, - головы да хвосты рыбьи… Нещи, запон-то одень.
   Принесла сноха требуемое, опять спрашивает:
   - Я запон не знаю, что такое…. А, - м-ма, - ахнула свекровь, - вот он, - и сует снохе.
   - Так это же фартук!
   - Ну, а я что говорю, подзапонь фартук-то и картошку чистий, я уж воду приставила.» …..

                                                                     ***

   ПОДЗАПОНИВАТЬ – подвязывать.  – Невесту подзапонивают, хороший запон, шёлковый одевают.

   ПОДЗАПОНИТЬ – надеть фартук, запон. – Фартук черный обязательно подзапоним бельё стирать.

   ПОДЗАПОНИТЬСЯ – подвязаться фартуком, передником, запоном. При стряпке всегда носили запоны, перед тем, как што делать, баба говорила:  - Счас подзапонюсь.

   ВАРКА. – Название головы некоторых животных (всякой рыбы, коровы, быка, сайгака, барана, гусей, кур). 
   – Варка эт у рыбы, а у лошади голова. Только вот, знашь, ведь у зарезанных баранов, чушков головы называют варками.
   - Варок, почек, бабоньки, выходите поскорей, покупайте почивее (проворнее)!
   Насмешливое название головы человека (фольклор):
   - Агентовски пусты варки у нас взяли три бударки (об агентах рыбнадзора).
   - Мой лобок любит холодок, а твоя варка – где жарко (уральская казачья пословица).

   ЗАПОН. – Фартук, который обычно носят все казачки, с нагрудником или без него.          
   - Бабы запоньи идевали возле печки толшиться. (Так говорили низовские казаки).
   - Баушка стряпат, она не выдет, штоб рукой за дверную скобу взять, - запоном иткрыват.

   ТОЛШИТЬСЯ, - толпиться, топтаться, вертеться, валяться. 
   - Разбирайте скоре невод да убирайте его, штоб не толшился он здесь.

                                                                    ***

   …. «Свекор …… с улицы, с мороза, заявил, бороду от инея расчищая:
   - От так бальчик был на дворе, а теперя стыть – терпенья нет.
   Картошка из руки выпала, что сказал-то?! И спросить неловко.
   Сел ближе к борову печному, валенок снял, ногу простреленную на войне растирая, спросил:
   - Доченька, мало-маненько погодя выди-ка на час, надергай тялушке щенца. Там в углу багор стоит и подбагренник, так ты подбагренником дергай.
   Глаза и так большие, еще больше стали:
   - Папа, я ничего не поняла, что вы мне сказали-то…
   - Ай, не поняла? – хмыкнул с улыбкой недоверчивой, - чаво не понала-то?» ….

                                                                    ***

   БАЛЬЧИК, жидкая грязь, особенно на разъезженной дороге.
   - На перелазе такой бальчик, что совсем с верблюдом утонешь.
   - Там не озеро, а настоящий бальчик, ступни токо – и сразу затянет.

   ПЕРЕЛАЗ, - брод, переправа вброд.
   - Перелаз вброд. Казаки… сосредотачивают всё своё внимание, все свои силы против того пункта, где ожидают перелаза через Урал разбойников.
   В реке Барбашевой выше  перелаза  разрешается усиленный лов.

   СТЫДЬ, стыть, - стужа,  холод. 
   - Рыбак сидит  там (в сиже) в одной рубашке, стыди-то каке, а он там сидит, у няо тепло.
   - Невеста в сарафане, стыдь, мороз трескучий, а её везут развязкой.

   СИЖА, СИЖАК, СИЖНИК, СИЖНЫЙ. Сижа – мешок из сети, довольно хитрого устройства с приспособлением, преграждающим выход из него зашедшей рыбе и позволяющим следить за количеством входящей в эту ловушку рыбы и вынимать ее по мере накопления. Для наблюдения за рыбой строится над прорубью будка – (сижа) из плетня, обмазанная глиной, в сиже можно установить и небольшую печку. Сижи бывают и летом.
   - Эта была сижа – игрушечная хибарка, плетенная из тальника, с крышей, оконцем и дверью. Казаки ставят такие плетенки на льду для зимней ловли рыбы. (Федин “Братья”)
   - Кончили багренье и начинают ставить по Уралу резаки и сижы, плетёны кылитушки.
   Сиж ставят с берега, она трехугольна. Сделают забойку, и сидишь всю ночь, етой сижей ловили рыбу, сделают мешок и спустят в прорубь, где рыбу прикидываш, наловим и облы, и судаков.
   - Приехали, сижака нет нашего. Куда девался?
   Рыбаки-сижники не позволят тайным ловцам рыбачить вблизи себя.
   Станичный Сарайчиковский сход ходатайствует о продлении срока сижного рыболовства на пространстве от Каленовского и до Верина сада в Гурьеве до 10 марта, вместо 1 марта.

   РАЗВЯЗАТЬ, РАЗВЯЗАТЬСЯ, РАЗВЯЗКАМИ.
   - Священник  развяжет грехи.
   - Развязаться, што ль? Ничего не слышу, чего ты говоришь.
   Сидят развязками в ряды, бабы молоды на свадьбе.
   - Ганька-то развязной бежит, без повязки. Ето вить покор – развязкой ходить.       Накинься, холодно, што развязкой бегашь?
   Пуховы платки козликовы таскали, уж развязкой не ходили, все в шалях.

   МАЛО-МАНЕНЬКО, мало-маленько – немного, немного погодя. 
   - Мал-маленько приходи: у меня пирог горячий поспет.
   - Мало-маненько да баню буду готовить.
   Мало-мало – немного, в среднем.
   - Тода вить всяк приходилось: если живет мало-мало, то восемнадцать коров держали. ( Так говорили уральцы Илецкой станицы).
 
                                                                    ***

   … «Через время вышла во двор, около сена в углу нашла палку с крючком на конце, кое-как надергала, телку кинула. Петух как на грех привязался, наскакивает, клюется, кое-как отогнала. Пока с сеном управлялась, все думала:
   - Свекор про какой-то бальчик говорил, про сыть упоминал во дворе. Что это такое, где они стоят или лежат?»
   В дом вошла – еще новость. Свекор опять: 
   - Я тебе, доченька, забыл сказать-то, петух у нас клявачкый. Так ты яво резни уникой вдоль вонищи-то, враз отстанет. Как была в фуфайке, так и села у порога, чуть не мимо лавки:
   - Папа, я ведь опять ничего не поняла,…  резни-то догадываюсь, а “униной”- то    – это что, да вдоль чего резнуть-то?
   - Ай-нуй, братцы мои, - удивился свекор. – Слышь, мать, в дому чисто тиятра, не понимат сноха ничаво…» ….

                                                                     ***

   УНИНА, УНИН, УНИНКА.  Унин - полено. - Взял унин да унином его, унином. Унинка (уменьшительное) – дубинка. Унина – палка, хворостина, жердь.
   - Вот почну я тебя униной охаживать, тоды враз поймешь.

                                                                    ***
  
 …. «Чуть позднее решила сноха постирать немножко, полотенца да салфетки белые для рук. Расположилась в теплых сенях, стирать.
Девка огонь, быстро управилась, только вокруг блюда воду грязную набрызгала. Занесла салфетки, на веревочку около печки вешает. Свекровь с вопросом к ней:
   - Пазылки-то не выплеснула?
   Сноха, с руками вверх поднятыми к веревке так и застыла:
   - А я их и не стирала…
   - Я тебе про пазылки говорю, ты их не выплеснула?
   Сноха назад, в блюде с водой рукой завертела. Может свекровь-то, что клала в воду-то, а она и не заметила. Вернулась:
   - Нет, мама, пазылков никаких там.» ….
                                         
   ПАЗОЛКИ, пазылки - мыльная вода после стирки. – В пазолках простирни тряпки. После стирки иставались пазылки.

                                                                    ***
  
 …. «Вышла в сени свекровь на блюдо показала: 
   - Эй, ты, вот они пазылки-то. Помои после стирки, возьму я их, отцовы носки потом в них простирну. А ты сасык-то вытри, да отдохни маненько.
   - Мам, - жалобно, бессильно воскликнула сноха, - сасык-то – это что-о-о?
   - Брызги, брызги! ...
   Вымахнул из своей половины свекор, на раненую ногу припадая, пробурчал недовольно:
   - Воткнулся на щекунду, а куры чаво-то ряут, ряут…
   Схватил ведерко небольшое, по пути кота пинул, ну, растопырился тут, из сеней холодных женщинам крикнул:
   - Идите сюда, кто там есть, лузык у мешка развяжите, да расщеперьте, отходов курям насыплю.

                                                                    ***  
                 

  ЛУЗГ, луск, лузгъ, - толстый шов рогожного куля, вообще мешка, место завязывания его.
   - Лузг-то хорошенько завяжи. Аришенька, бери за лузг, а я за угла. 

   РАСТОПЫРКА, РАСТОПЫРШИТЬСЯ. Все, что имеет растопыренные части (ветки, стебли и т.п.).  – Джигыр-полынь – растопырка. 
   - С моем мужиком больно не растопыршишься с блинником.
   
   РАСЩЕПЕРИТЬСЯ. Раскрыть крылья. 
   - Уж коли не дождался, когда утки сплывутся, то бей  их на взлете, когда она расщеперится.
   - Погляди, как печь расщеперилась.
   - Ну чего расщеперился, как курун?

                                                                    ***

Через срок малый привыкла сноха. Понимать и говорить научилась. Придет муж, на работе случайно выпивший, а она ему подает полотенце после умывания и шепчет:
   - Глыкнул никак, паразит, вот возьму унину-то, да как резну вдоль вонищи-то…»

Автор: Валерий Торговин.

Просмотров: 1385 | Добавил: lavr | Теги: говор уральских казаков | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar