Авторизация
Логин: Пароль:
Поиск по сайту

Чат
Газета
ВИДЕО

Облако тегов
Главная » Статьи » Публикации » Научные публикации

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЕСТВА В КАЗАХСТАНЕ.
Опубликовано на V Международной научно-практической конференции: 
"Молодежь и наука: реалии и будущее"

К вопросу о современном состоянии Уральского казачества в Казахстане. 


Чигрин А., Пересыпкин И.С. (атаман гурьевской станицы г. Атырау).

История казачества в современном Казахстане насчитывает несколько столетий. Уральское (или как его называли первоначально – яицкое) казачье войско – одно из самых старых формирований в России. Второе по старшинству в казачьих войсках. [1]
Первые поселения уральских (яицких) казаков появились в северо-западной части территории современного Казахстана (по реке Урал (Яик)) в XVI в. Московское государство привлекало яицких казаков для охраны юго-восточных границ и военной колонизации. Яицкие казаки приняли активное участие в Крестьянской войне 1773-1775 годов, что было связано с ущемлением правительством традиционной системы самоуправления казачьего войска. После завершения войны Яицкое войско было официально переименовано в Уральское казачье войско. Во второй половине ХIХ в. Уральское войско делилось на три отдела - Уральский (центр - г. Уральск), Лбищенский (г. Лбищенск) и Гурьевский (г. Гурьев, ныне Атырау). По данным на начало 1900 г., численность уральских казаков с членами семей составляла чуть более 123 тыс. человек. Кроме того, на земле Уральского войска проживало 42,6 тыс. человек, не принадлежащих к казачьему сословию - так называемых "иногородних". Уральские казаки, пожалуй, в наибольшей степени из всех казачьих войск вплоть до начала ХХ века сохраняли традиции, "старинные" порядки и быт. Основными занятиями уральских казаков были земледелие, рыболовство, добыча соли, охота. Землей уральские казаки владели на общинных началах. Порядок пользования войсковыми угодьями устанавливался особыми правилами, вырабатываемыми съездом выборных от станичных обществ и утверждаемыми войсковым хозяйственным правлением. Община уральских казаков в соответствии с детально разработанными правилами регулировала доступ к природным ресурсам и производство различных сельскохозяйственных операций. Особенно тщательно регулировался рыбный промысел, которым уральские казаки занимались на реках Урал и Эмба и в Каспийском море. Важным фактором устойчивости традиционной социальной структуры и всех элементов повседневной культуры было широкое распространение в Уральском войске старообрядчества. В конце ХIХ в. более 40% уральских казаков были старообрядцами. Отношения казаков Уральского войска с казахским населением складывались противоречиво. С одной стороны, между этими группами существовали интенсивные торгово-обменные контакты. Многие казаки свободно владели казахским языком. [2]
20-й век внес свои коррективы в судьбы казачества, в том числе и уральского. После Октябрьской революции 1917 уральских казаков постигла та же трагедия, что и большинство казачьих войск России. Заняв поначалу нейтральную позицию как к новоявленным властителям России (большевикам), так и к их противникам, казаки лишь стремились сохранить свои внутренние порядки, не допуская власти Советов над ними. Активно же противодействовать казаки, особенно фронтовики, не хотели, и поначалу и не пытались, во главе первых разрозненных мятежей стояли старики, радевшие за Веру и старину.
Но чем далее проявляли себя новые власти, тем ожесточеннее становилось и сопротивление, Гражданская война понеслась по уральским землям. В марте 1918 года казаки разогнали у себя в области большевистские ревкомы и уничтожили посланные на подавление восстания карательные войска. В 1919 году в низовьях Урала войско выбрало себе атамана. Им стал казак Гурьевской станицы г. Гурьева генерал-лейтенант В.С. Толстов. Во главе с новым атаманом В.С. Толстовым казаки составили костяк Уральской армии, входившей в состав войск под командованием Колчака. Эпизоды тех событий можно найти в легендарном советском фильме «Чапаев» и в одноимённой книге Д.А. Фурманова. Разгром штаба 25-й стрелковой (будущей Чапаевской) дивизии в станице Лбищенской был последним успешным боем войска. Дальше последовали поражения за поражениями, остатки войска скатывались все ниже и ниже по Уралу к Каспию. После взятия красными Гурьева в январе 1920 года, остатки Уральской армии во главе с Толстовым совершили тяжелейший переход в Форт-Александровский, чтобы оттуда на судах переправиться на кавказский берег к Деникину. Зимний поход в ледяной пустыне привел к тому, что из 15-тысячного отряда к Форту-Александровскому вышли лишь 2 тысячи обмороженных и голодных казаков. К этому времени поход утратил какую-либо цель, так как и на юге России белое движение потерпело поражение. Отряд в 214 человек (несколько генералов, офицеры, казаки, гражданские лица (члены семей), во главе с атаманом В. С. Толстовым ушли 4 апреля 1920 года в эмиграцию в Персию, а Уральская армия прекратила своё существование, а Уральское казачье войско было ликвидировано. В 1930-х годах многие из оставшихся на родине, либо вернувшихся казаков подверглись большевистским репрессиям .[3]
В отличие от Донского, Кубанского или Терского войск, части которых Сталин перед самой войной восстановил, Уральское войско восстановлено не было и ушло в историю навсегда. Потомки уральских казаков, в начале 1990-х попытались в одно время восстановить Уральское казачество, но государство в лице своих представителей отказали в поддержке, что в целом привело к срыву праздничных мероприятий по празднованию 400-летия войска. Поэтому, если многим другим казачьим войскам в России удалось получить признание властей и успешно создать параллельную администрацию и даже свои воинские части, то успех уральских и семиреченских казаков в Казахстане ограничился лишь некоторыми общественными культурно-историческими организациями.[3]
В начале данного процесса представители высших эшелонов власти Казахстана препятствовали регистрации казачьих общин. В те годы было рискованно даже выходить на улицу в казачьей форме, потому что вас легко могли обвинить в экстремизме. [4]
Многим гражданам Казахстана представителями отнюдь не дружественных по отношению к России и Казахстану сил активно внушалась мысль о том, что казачество в Республике является своего рода «пятой колонной», проводником интересов России в этом регионе. По этой причине, деятельность казачьих организаций в Казахстане часто рассматривается как антигосударственная и угрожающая государственному суверенитету Республики Казахстан.[4]
Вначале 90-х в Уральске нередки даже были митинги представителей коренного населения, на которых можно было увидеть транспаранты с надписями «царские псы», «царская дубинка» и т.д., открыто показывающее отношение местного населения к казакам. А уж если заглянуть в историю, то для многих казаки это вообще заклятые враги. С обретением независимости, формированием самосознания, история стала писаться по-другому. У страны появилась когорта новых героев – лидеров национально-освободительных движений и восстаний, направленных против российского владычества. Однако, все эти выступления и восстания Россия жестоко пресекала, уничтожала, нынешних героев казнила, подвергала репрессиям и выселке. При помощи кого? В основном при помощи казаков. Отсюда и отношение к современному казачеству. Детям буквально с пятого класса начинают внушать ненависть к русскому народу и его самой боевой части – казачеству. А если разобраться? Не уж то казаки и казахи настолько враги? Почему то сегодня власти не вспоминают положительных аспектов истории взаимодействия казаков и казахов. А их много. Быть может больше чем отрицательных.
В конце 17-начале 18 века наибольшая угроза казахскому ханству исходила от государства Джунгарии. Многим казахам, интересующимся историей памятны еще годы Великого бедствия 1723-1727 годов, когда казахские аулы джунгары превратили в руины, а население превратили в рабов или уничтожили. Тогда на помощь казахской степи пришла царская Россия, а точнее военная гвардия царя – казачество. [5]
В 1731 году Анна Иоановна императрица России подписала хану Абулхаиру грамоту о вступлении Младшего жуза в подданство России. Притом вполне, естественно, что России, чтобы защитить казахскую степь от внешних врагов, нужно было в спешном порядке строить военные крепости и поселять в них русских воинов - казаков. Казахи указывают на то, что казаки стали строить крепости на лучших кочевьях казахов. Но господа, а как было устранить иначе внешнюю угрозу. Естественно строительством военных укреплений и оборонительных линий. Однако, многие казахи считают хана Абулхаира прорусским ханом и уверены что это из-за него казахи лишились лучших пастбищных угодий. Мало того, русское правительство запретило казахам кочевать на правую сторону Урала и Иртыша. Но только почему никто даже не задумывается, почему вышел этот закон. Дело в том, что за Иртышом и Уралом проживали другие российские народы башкиры, каракалпаки и другие. Так вот кто не знает историю, могу подсказать. Именно у башкир казахи угоняли скот, а захвативших людей, чаще всего женщин превращали в рабов. Если внимательно проследить всю историю, то можно заметить, что у многих казахских султанов жены были башкирки и татарки. Ведь те рабыни, которые вступали в брак с казахами, автоматически становились свободными.
И как можно казахам противопоставлять себе казаков, когда в восстании Емельяна Пугачева 1773-1775 года казаки и казахи воевали плечом к плечу! Вот тут-то и сказывается определение вольный человек. И определение русские казаки тоже не совсем верное. Так как на службе в казачестве состояло, иногда, до нескольких десятков наций. Таким образом, не стоит в казахской истории весь негатив сливать на казачество и считать казаков виновниками отсутствия казахской независимости.[5]
Необходимо отметить, что именно казаки под началом генерала Колпаковского отбили южные территории Казахстана у Кокандского ханства. Только после этого здесь стали свободно жить казахи. Получается, что казаки, русские люди свою кровь проливали ради братского казахского народа. Поэтому казаки справедливо считают эту землю и своей тоже. Именно поэтому во время массового переселения славянского населения из Казахстана в Россию казаки не покидали Казахстан. Они осознавали свою ответственность за землю кровью добытую их предками. Казаки не могли оставить и множество православных святынь, расположенных в Казахстане.[4]
Вплоть до начала ХХ века существовал институт куначества - дружеские, близкие, взаимовыгодные отношения между двумя - казацкой и казахской - семьями. Уральские казаки оказывали большое влияние на хозяйство и быт казахов, заимствуя в свою очередь ряд хозяйственных навыков у казахского населения.[2]
Но от всего вышесказанного отношение к казакам все равно не меняется. Подливает масло в огонь и ситуация сложившаяся в самой среде уральского казачества в Казахстане.
Оно оказалось расколотым на несколько частей, во главе которых стоят «свои Верховные атаманы». Например, сегодня в Уральске три крупных объединения казаков, возглавляемые атаманами Авиловым А.А., Иртикеевым С.П., Солодиловым В.Ю. Что их различает? Скорее личные амбиции. Читая уставы их организаций, не можешь понять, в чем разница! Вроде ратуют за сохранение культуры и традиций казачества, вроде поддерживают православную веру. Как поставишь вопрос об объединении или слиянии то, как будто упираешься в стену. А это, как правило, лишь только на руку «врагам и противникам казачества», коих в Казахстане предостаточно. Нет единства – нет и народа. И речи о возрождении и сохранении и быть не может. Одни атаманы поддерживают политику властей Казахстана, другие настроены радикально. Вот эта радикальность тоже пугает сегодня многих казахов, и они вновь и вновь начинают косо посматривать на казаков.
Пристально следят за состоянием казачества в Казахстане и спецслужбы. Следят, значит боятся. В чем- то подозревают. Зря. Перед написанием данной статьи мы общались со многими казаками, ныне живущих в Казахстане. Они готовы жизнь отдать за свою Родину и землю. Для них Казахстан такая же Родина, как и для казахов. Только казаков на ней считают не коренными а «чужими». А ведь первые общины казаков появились здесь одновременно с возникновением этноса «казахи» - в 15 веке. 


1.Пересыпкин И.С. «К вопросу о происхождении яицкого казачества». Материалы региональной научной конференции «Взаимодействие культур народов Прикаспия». Элиста. 2011., с.71.
2. http://wap.history1997.forum24.ru/?1-16-0-00000013-000-0-0
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/ural_cossacks
4. http://tarasevich.ruweb.net/index.php
5.http://arvedi.kz/the-community/47-kultura/1261-2010-09-08-18-09-39.html
Категория: Научные публикации | Добавил: Lavr (08.11.2013)
Просмотров: 1985 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
avatar